Университет развития. Интервью А.В.Торкунова журналу Forbes

2 декабря 2021

Работа ведущих вузов со школами становится все более заметным трендом. Сфера внимания МГИМО, например, всегда выходила за рамки высшего образования и научно-исследовательской деятельности. У вуза есть собственный Горчаковский лицей, недавно открылась школа «Новый Взгляд» в Хамовниках. В стратегии развития в рамках государственной программы «Приоритет 2030» МГИМО пошел еще дальше. Мы поговорили о целях и планах вуза с ректором МГИМО Анатолием Торкуновым, академиком РАН.

МГИМО объявил о своей трансформации из ведущего вуза страны в международную образовательную, исследовательскую и коммуникационную платформу. Какие ключевые изменения произойдут в вузе?

МГИМО в непростые для страны периоды опирался в своем развитии преимущественно на собственные средства, даже сейчас их доля в совокупном бюджете составляет порядка 70%. Победу в «Приоритете 2030» мы рассматриваем как уникальную возможность для прорывного развития университета, как долгосрочную инвестицию страны в стратегию МГИМО, как признание значимости вуза для государства и общества.

Условием «Приоритета 2030» является софинансирование стратегических проектов из собственных или привлеченных средств. Это софинансирование по некоторым статьям достигает 50%. Очевидно, что здесь нам придется использовать как эндаумент, так и доходы от дополнительных образовательных программ, прикладных исследований.

Мы претендуем на отраслевое лидерство по направлению «Международная деятельность». Этот термин охватывает не только внешнеполитическую сферу, но и представленность в деятельности федеральных ведомств, регионов, корпоративном секторе, предполагает гуманитарное и информационное измерение, взаимодействие в сфере правовой регуляторики и правоприменении. Я бы сказал, это более прикладной и, наверное, где-то более ответственный трек. Достижения университета становятся или не становятся) востребованными конечными пользователями, заказчиками.

Вуз давно преодолел пределы узкой «дипломатической школы», сохранив при этом за собой ведущую роль в кадровой комплектации дипломатического ведомства России, да и многих стран-партнеров. Современный МГИМО — это 18 направлений подготовки, 13 факультетов, 120 основных образовательных программ в трех кампусах в Москве, Подмосковье, Ташкенте и на образовательной платформе в Женеве.

Насколько я понимаю, это предполагает сотрудничество и с другими вузами, и с бизнесом.

Да, именно так. Сетевые формы реализации образовательных программ с ведущими университетами (МФТИ, МИСиС), отраслевыми вузами и корпоративными партнерами, дали возможность открыть магистерские и МВА-программы по искусственному интеллекту, цифровой экономике, международным товарно-сырьевым рынкам, аграрным рынкам, энерго-транспортной логистике, спортивному менеджменту и праву, индустрии моды, территориальному развитию.

Свои кафедры, центры, программы в МГИМО имеют такие отраслевые лидеры как «Роснефть», «Норникель», «Ростех» «Транснефть», Газпромбанк, ВТБ, УГМК, РЖД. Выход в новые сегменты рынка привел в МГИМО новых партнеров — «Ростелеком» и «Майкрософт», «Интерфакс» и Google, компании из аграрного сектора и ретейла.

Для «доходчивости» можно объяснить так: МГИМО стал «мультибрендовым маркетплейсом» для реализации корпоративных и ведомственных программ высшего и дополнительного профессионального образования. Сформировалась новая объемная идентичность МГИМО, профиль выпускника давно не тождественен образцам тридцатилетней давности.

Амбиция отраслевого лидерства предполагает, что ты учишь и уже состоявшихся профессионалов. Сегодня Школа бизнеса МГИМО занимает 41-е место среди европейских программ в рейтинге QS Executive МВА и 61-е — в европейском рейтинге QS Global MBA. МГИМО открывает англоязычную глобальную программу МВА.

Можете чуть подробнее рассказать про работу со школьниками?

Горчаковский лицей (недавно опубликован рейтинг, где мы заняли 1-е место среди социально-гуманитарных школ России), Колледж МГИМО, классы МГИМО в Ташкенте и российских регионах, отражают наше намерение сформировать педагогические компетенции на стыке высшего и среднего образования.

Поэтому проект «Русская международная школа» стал для МГИМО одним из стратегических?

Да, это проект «на стыке» вуза и школы, российского образования и зарубежных реалий, государственного интереса и частной инициативы. Вряд ли кто-то обладает таким совокупным эмпирическим опытом на этом поле, как сообщество МГИМОвцев.

Наша амбиция раскладывается на конкретные этапы, задачи, цифры. Например, мы поставили перед собой цель открыть 15 университетских школ за рубежом — и мы сделаем это.

Спектр стратегических проектов очень широк. Как вам удастся все это объединить под крышей одного МГИМО, не самого большого вуза?

«Протоверсии» или, если хотите, опытные образцы этих проектов уже созданы, работают в МГИМО и даже стали заметны на рынке. Так, стратегический проект по созданию Института мировых аграрных рынков опирается на практику уже состоявшихся выпусков сельхозатташе, магистрантов, слушателей МВА. Более 120 человек уже прошли через программы, созданные по заказу Минсельхоза, при поддержке «Агроэкспорта», «Россельхозбанка», крупных аграрных компаний. Цель проекта — создание российского экспертного и образовательного университетского центра, работающего на стыке международного и национального регулирования аграрных рынков, экономических трендов, внешнеторговой практики и специализированных отраслевых компетенций.

Стратегический проект «Российский международный ресурсный центр ESG» предполагает формирование ресурса компетенций устойчивого развития, систематизацию лучших научно-образовательных, административно-регуляторных практик в области экологической и социальной ответственности, содействие выработке переговорных позиций России по проблематике устойчивого развития в многосторонних институтах. Ключевую роль в проекте будут играть наши традиционные индустриальные партнеры.

Проект «Международный „шерпа“ российского туризма» отражает намерение МГИМО стать ведущим российским центром подготовки специалистов высокого уровня в сфере индустрии туризма и гостеприимства. С нового учебного года мы открываем две новые образовательные программы по направлению «туризм», совместно с Российским международным олимпийским университетом в Сочи. МГИМО намерен стать для Ростуризма головным вузом в разработке и апробации новых образовательных стандартов, реализации целого ряда программ ДПО в сфере логистики, правовой защиты, международной отчетности, инвестиций в сферу рекреации и индустрии гостеприимства. Мы обязательно задействуем в этом проекте гражданские диалоги с Францией, Австрией, Японией, АСЕАН, которые действуют на базе МГИМО.

В списке стратегических инициатив МГИМО есть проект «Глобальные исследования для глобальной России». Какие у него основные задачи?

Назову два «тега» — национальное консалтинговое агентство и полноформатное англоязычное издательство. Правда, в ближайшие два года гораздо большие усилия и средства будут направлены на создание образовательной и исследовательской программ по применению цифровых технологий для анализа международных отношений. Заделы для этих программ мы стали создавать заранее, в сотрудничестве с Курчатовским институтом, ИМЭМО и ФИАН, а в последнее время и при активной поддержке Института системного программирования.

Не боитесь кардинальных изменений?

Предвкушаю, как сказал герой одного модного литературного опуса. Изменения мы планировали сами, долго и тщательно. До подачи заявки на «Приоритет-2030» мы полтора года работали над Стратегией развития МГИМО. Программа дает возможность эту стратегию реализовать, воплотить ее затратные элементы — от МГИМО-онлайн, акселератора проектов до набора «майнеров» бесплатных для студентов программ дополнительной квалификации) и школы.

Все стратегические проекты МГИМО укладываются в единую логику «университета развития» для сферы международной деятельности, уникального канала трансляции знаний и практик, позволяющего реализовать девиз МГИМО: «России — о мире, миру — о России».


«Школьная экосистема» МГИМО

МГИМО реализует свой вклад в развитие школьного образования в стране по нескольким направлениям, в том числе с использованием форм ГЧП. Университет сотрудничает с EdTech-платформами в области образования, в том числе с созданной его же выпускниками проприетарной цифровой образовательной LMS-платформой IBLS.

Горчаковский лицей МГИМО (обучение с 8 по 11 класс) — часть университета, которая позволяет начать подготовку к международной карьере уже в школе, погрузиться в атмосферу МГИМО, заранее выбрать свой факультет, познакомиться с преподавателями и студентами. Образовательная модель предполагает возможность составить собственный комплекс профильных направлений, например, сочетать углубленные уровни истории и математики.

Международные лицейские классы МГИМО в сотрудничестве с лицеями «Интерхаус» и УМЭД в Ташкенте, с Ломоносовской школой в Бишкеке, предлагают уникальные программы двойного аттестата — российского и национального.

Школа «Новый взгляд» (обучение в начальной школе) — передовой общеобразовательный центр, построенный на принципах человекоцентричности. Модель школы предполагает индивидуальный подход и применение современных вовлекающих методик, нацеленных на формирование людей, умеющих мыслить разнообразно и нестандартно.

«Русская международная школа» — формирующийся в рамках программы «Приоритет 2030» образовательный интегратор, обеспечивающий присутствие российского русскоязычного образования за рубежом. Действует на всех уровнях, включая общее, профессиональное и дополнительное образование.

Forbes

Университет развития. Интервью А.В.Торкунова журналу Forbes


vk telegram yotube rss
СДЕЛАТЬ ВКЛАД