"Учись, зарабатывай, возвращайся". "Ведомости": как российские вузы учатся работать с выпускниками.

1 ноября 2018

Для западных вузов выпускники – это давно главный актив. Российские вузы начали понимать ценность этого ресурса сравнительно недавно и теперь с помощью выпускников активно развивают стипендиальные программы, международное сотрудничество и коммерциализируют науку.

«Ассоциации выпускников успешно работают, как правило, там, где выпускники ездили учиться за рубеж, видели другие модели, поняли, что это классный работающий механизм, и захотели сделать в своем вузе нечто подобное». Юлия Селюкова, исполнительный директор некоммерческой организации Enactus

 «Ассоциация выпускников СПбГУ начала свою работу четыре года назад. До этого в старейшем университете страны выпускники собирались отдельными факультетами. Нам же хотелось объединить все инициативные группы в одну ассоциацию», – вспоминает Мария Горизонтова, исполнительный директор Ассоциации выпускников Санкт-Петербургского государственного университета (АВ СПбГУ). С помощью ассоциации университет организует сотрудничество со своими выпускниками, получает их взгляд и на то, что такое университет сегодня и в прошлом, и на то, каким стоило бы стать университету в будущем. Главная задача ассоциации – использование университетского потенциала, резюмирует Горизонтова. В консолидированном бюджете расходы на высшее образование сокращаются пять лет подряд – с 660 млрд руб. в 2013 г. до 474 млрд в 2017-м. Одновременно многие университеты начали активнее работать с ассоциациями выпускников, говорит директор Института образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Ирина Абанкина. Развивать ассоциацию начали в Московском физико-техническом институте (МФТИ), в ближайшее время этим займется и Московский институт стали и сплавов (НИТУ МИСиС), рассказали представители этих учебных заведений. Подхлестнула процесс и программа «5-100», замечает Андрей Бушуев, начальник отдела по работе с выпускниками МФТИ. Эта программа была запущена в 2012 г., цель – чтобы пять российских вузов вошли в топ-100 мировых рейтингов QS и Times Higher Education, на нее выделено почти 80 млрд руб. «Один из критериев – как раз активность работы с выпускниками», – говорит Бушуев. В программе участвует 21 вуз, в том числе МФТИ, НИТУ МИСиС и Новосибирский государственный университет (НГУ). «Российские вузы ориентируются на госфинансирование, международная практика совсем другая, она опирается на выпускников, – эмоционален Нурлан Киясов, директор по развитию НИТУ МИСиС. – Выпускники – это огромная сила, топ-100 университетов мира работают во многом благодаря их помощи. Мало того, когда выпускники помогают вузу, они дают обратную связь о качестве образовательных программ, поэтому у Гарварда и Кембриджа лучшие научные разработки».

36% доходов Гарварда за прошлый год – это доход от эндаумент-фонда, 21% – плата студентов за образование, 18% – спонсорская поддержка (в том числе государственные гранты), 9% – буквально «дар на текущее использование», говорится в финансовом отчете университета. В абсолютном выражении «донорское коммьюнити», состоящее в основном из выпускников, подарило университету $450 млн (те самые 9%). Похожая картина в Йеле, но там на такие донорские пожертвования приходится 4% бюджета, или $161 млн.

В отчетах большинства российских вузов такой строчки вообще нет, а суммы, которые называют представители вузов в личных беседах, меньше на порядки.

«Западные клубы выпускников работают на фандрайзинг, и это систематическая работа, – объясняет Абанкина. – В России было много попыток создавать клубы друзей вузов, но доля таких доходов до сих пор чрезвычайно низкая. У нас, к сожалению, нет благотворительной традиции, которая есть в США, где почти каждый считает, что должен хоть чем-то поддержать свой вуз».

Выпускники могут поддерживать свой университет не только материально, говорит Киясов, есть еще как минимум три варианта: первый – партнерство с вузом, заказ исследований, помощь в трудоустройстве выпускников, второй – помощь в формировании образовательных программ, продаже технологий, решении внутренних проблем и, наконец, третий – продвижение университета, повышение узнаваемости его бренда.

Многие ассоциации уже много лет активно работают, развивая наставничество, партнерские исследования и стипендиальные программы. В Российской школе экономики (РЭШ) для Ассоциации выпускников даже придумали слоган: Learn, Earn, Return («Учись, зарабатывай, возвращайся»).

Чтобы биолог не работал официантом

Фандрайзинг среди выпускников имеет свои тонкости, говорит Горизонтова из АВ СПбГУ: во-первых, культура дарения и меценатства в области образования и создания сообществ в России находится на начальном этапе развития, во-вторых, меценаты по-разному воспринимают разные направления фандрайзинга и, соответственно, свою готовность вкладываться. В СПбГУ одна из самых престижных для меценатов программ – именная стипендия Ассоциации выпускников. «Ее инициаторы и доноры – выпускники университета. Они с большой охотой и осознанием важности вложений поддерживают талантливых студентов университета, ярких и целеустремленных, ориентированных на развитие и успех в выбранной сфере», – говорит Горизонтова. Стипендиальная программа ассоциации существует три года, ее ежегодный бюджет – 5–7 млн руб. Образовательные направления, по которым будут поощрять студентов, выбирают выпускники-меценаты, а стипендиатов выбирает экспертный совет, в который входят ученые, преподаватели университета и меценаты-выпускники.

20 000 рублей в месяц

одну из самых высоких стипендий в СПбГУ получают от Ассоциации выпускников около 30 магистрантов. «В нашем сообществе уже есть выпускники, которые [во время обучения] получали стипендию ассоциации, и мы видим, что большинство из них успешно строят карьеру в выбранной тогда научной области, – говорит Горизонтова. – Мы получаем много благодарных слов за стипендию, которая позволила им посвятить большую часть своего времени именно образованию и науке».

Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) в этом году привлек от выпускников 5 млн руб., которые потом распределялись на конкурсе студенческих проектов. «Выпускники вносят небольшие суммы – 10 000–15 000 руб. в год, – говорит Игорь Арсеньев, директор Ассоциации выпускников МГИМО. – Куда эти деньги идут? У нас есть ежегодный конкурс Эндаумента МГИМО, где каждый студент может выступить со своим личным проектом – от организации конференции до посадки Аллеи дружбы. С помощью такого механизма мы поддерживаем хор МГИМО и хоккейную команду».

Некоторые выпускники МГИМО жертвуют деньги адресно. «Например, выпускник университета Фаттах Шодиев (казахстанский миллиардер. – «Ведомости»), изучавший в студенческие времена японский язык, ежегодно поддерживает издательские проекты на японском языке, культурные и социальные инициативы кафедры японского языка, международные обмены и стажировки», – рассказывает Арсеньев.



СДЕЛАТЬ ВКЛАД