Интервью Марины Петровой независимому рейтинговому агентству «РАЭКС-Аналитика»

25 октября 2022

Директор Эндаумента Марина Петрова дала интервью независимому рейтинговому агентству «РАЭКС-Аналитика» об отчете МГИМО:

"Отчет - это своеобразный внутренний аудит деятельности всех подразделений МГИМО"

Отчет «МГИМО / 2021»Report MGIMO / 2021

Как давно ваш вуз готовит отчетность сверх той, что требуют официальные органы? Что послужило толчком к принятию решения подготовить первый такой отчет?

МГИМО – вуз, открытый широкой аудитории, выпускникам и бизнес-сообществу. Так, ассоциация выпускников была создана в 1991 году, попечительский совет – в 2006 году, эндаумент – в 2007 году. Постепенно сформировалась практика подготовки отчетов о прошедших и запланированных мероприятиях для ежегодных заседаний попечительского совета, а позднее, с 2013 года, – единый отчет МГИМО.

Насколько процесс подготовки ГО отработан и формализован, как долго отчет готовится?

В какой-то степени работа над отчетом ведется весь год: отмечаются ключевые проекты и мероприятия, которые войдут в брошюру, собираются наиболее яркие фотографии, разрабатывается стиль. Для университетов есть промежуточная отчетная точка – 1 сентября, когда подводятся итоги прошедшего учебного года и составляются планы на новый учебный год (особенно это характерно для учебной деятельности, проведения стажировок, студенческих мероприятий). Активная фаза подготовки отчета за календарный год начинается уже в ноябре: составление структуры, запрос материалов у подразделений. Тексты значительно редактируются, приводятся к единому формату и масштабу, подбираются иллюстрации.

Команда, которая задействована в подготовке отчета, под руководством проректора по развитию А. В. Мальгина, полностью внутренняя, «в повестке» МГИМО, с навыками написания текстов. Так сложилось, что координатором отчета является эндаумент, поскольку мы в курсе внутренних процессов университета и заинтересованы в транслировании направлений развития МГИМО вовне, в первую очередь корпоративным партнерам и выпускникам. Материалы предоставляются проректорами, деканами факультетов, директорами филиалов, учебных институтов и исследовательских центров, руководителем проектного офиса. Большую роль в оформлении брошюры играет управление информации и рекламы. Наш фотограф – бессменный фотолетописец МГИМО, профессиональный фотограф и оператор, ст. преподаватель кафедры международной журналистики И. В. Лилеев. Дизайнер А. С. Туманова также оформляет все мгимовские брошюры с 2000-х, она не просто верстает, а передает логику, причем и на русском, и на английском языках.

При подготовке качественных ГО коммерческие организации ориентируются на соответствующие международные стандарты – прежде всего GRI. На какие нормативы ориентируетесь вы при подготовке отчета?

Мы также знакомы с международными стандартами GRI, в том числе рекомендациями для НКО, вдохновляемся отчетами наших корпоративных партнеров, ориентируемся на реакцию своих читателей. В российской практике пока не сложилось стандарта отчетности университетов и НКО, но думаю, он вскоре сформируется, в том числе и при участии МГИМО.

Проводили ли вы анализ аналогичных документов других вузов – российских и зарубежных? Какие идеи коллег показались вам полезными, интересными – достойными заимствования?

Именно этим полезны ежегодные мероприятия RAEX – конкурс годовых отчетов и конференция, в рамках которой представлены лучшие практики. Приятно видеть, что с каждым годом в конкурсе участвует все больше университетов и НКО. В составлении отчетов университеты сочетают академический подход и креативные идеи.

Какова целевая аудитория вашего отчета? Можно ли сформировать иерархию целевых групп, на которые ориентирован отчет?

Целевая аудитория самая широкая, ведь мы показываем, чем живёт университет, каковы основные достижения и задачи на следующий год. При этом представители бизнес-сообщества и партнерских университетов узнают о возможностях сотрудничества, выпускники – о новостях и мероприятиях,  студенты и абитуриенты – о возможностях для реализации свои идей, в т. ч. о корпоративных стипендиях, конкурсе грантов, акселераторе.

Существуют ли темы, которые вы по тем или иным причинам пока не отражали в отчете, но хотели бы отразить в будущем?

В дальнейшем новые направления развития МГИМО будут дополняться конкретными результатами. Так, в прошлогодней брошюре были обозначены стратегические и некоторые институциональные проекты, реализуемые в рамках программы «Приоритет-2030», старт которой был дан в 2021 году. За 2022 год каждый из этих проектов получил значительное развитие.

В целом не хотелось бы увеличивать объем отчета. Скорее, мы будем расставлять акценты.

Какую конкретную пользу приносят и сам отчет, и работа над ним: получается ли в процессе работы лучше структурировать работу с любой внутривузовской информацией? Позволяет ли отчет выявить слабые места в работе самого вуза и его взаимодействии с внешним миром? Как материалы отчета используются в PR-мероприятиях вуза, во взаимодействии с другими вузами, органами власти?

Да, разумеется, отчет – это своеобразный внутренний аудит деятельности всех подразделений МГИМО. Предоставление материалов, отчетных и плановых, – отличная возможность для каждого сотрудника рассказать о своей работе, даже если речь идет о промежуточных результатах (есть проекты, рассчитанные на несколько лет), и обозначить вектор развития.

Конечно, при составлении отчета будет заметно, если какие-то показатели уменьшились в сравнении с прошлым годом, или какой-то проект не выполнен в срок. В таком случае эти недочеты можно устранить.

Отчет представлен на всех мероприятиях МГИМО, рассылается партнерам, доступен на сайте. Можно сказать, что это визитная карточка университета!

Интервью Марины Петровой независимому рейтинговому агентству «РАЭКС-Аналитика»


vk telegram yotube rss
СДЕЛАТЬ ВКЛАД