Интервью в "Международнике". Марина Петрова: "Всё, что мы делаем, — для студентов и в диалоге со студентами"

10 октября 2022

ТЕКСТ  Анна Соколова
ФОТО  Елена Чурикова

Перед входом в кабинет Эндаумента МГИМО меня встречает директор фонда Марина Петрова. Аккуратно поправляя фотографии на стенах и улыбаясь, будто вспоминая о чём-то приятном, она заводит беседу: «Мы начинали делать мероприятия в конце 2000-х. Теперь делимся опытом со студентами». От одной рамки медленно переходим к другой. «Вот открытие нового корпуса МГИМО, вот большой концерт в Кремле на семидесятилетие университета, а вот — первое учредительное собрание Эндаумента. Всё незаметно забывается», — со вздохом произносит Марина Петрова.

Сохранить память о важных для МГИМО событиях помогают студенческие медиа. Эндаумент, например, поддержал наш журнал. Почему для вас это важно?

Важно рассказывать о деятельности студентов и самого Эндаумента. Не хочется, чтобы всё проходило бесследно. Однако зачастую наших сил хватает лишь на то, чтобы организовать мероприятие. Проходит несколько дней — нет ни публикаций, ни фотографий. Работа по освещению студенческих активностей должна быть автоматизирована. К этому стремятся различные объединения МГИМО: от НСО до «МГИМО 360» и «Международника».

Какие из студенческих проектов, которые поддержал Эндаумент, в большей степени вас впечатлили?

Каждый проект по-своему уникален. Например, тема ESG, вошедшая в программу «Приоритет-2030», в нашем университете начала звучать именно из уст студентов. Восемь лет назад клуб OECONOMICUS провёл первый форум по устойчивому развитию, а сейчас эта проблематика вышла на более высокий уровень, несмотря на нестабильную ситуацию в мировой экономике. Другой пример — проект «Глобальные исследования для глобальной России». Туда хорошо вписались идеи участников НСО, которые они представили на Международном студенческом научном форуме MGIMO New-Sci Generation Symposium. Я тогда была в жюри. Студенты проделали серьёзную работу. Похвально, что уже во время учёбы они ставят себе амбициозные научные цели. Развиваются инициативы Бизнес-клуба МГИМО, связанные со студенческим предпринимательством: бизнес-курсы, открытые лекции и встречи для студентов-предпринимателей. Всегда интересны проекты Совета Землячеств и мероприятия, посвященные отдельным странам и регионам, например, Африканского и Китайского клубов.

Развитие получили и культурные инициативы. Хор МГИМО PRÓXENOS уже стал брендом. Они гастролируют по всему миру и завоёвывают международные награды. Live Music Club также устраивает концерты. Иногда они выступают во внутреннем дворике МГИМО. Стоит мне только выглянуть из окна, и можно услышать любимые композиции студенческих лет.

Из спортивных направлений ярко сейчас развивается гольф. Это не отдельный студенческий проект, а дополнение к основному взрослому. В сентябре состоится очередной Кубок ректора МГИМО по гольфу. Студенты традиционно принимают в нём участие и занимают призовые места. Приятно также наблюдать за успехами хоккейной команды МГИМО «Дипломаты», ездила на финал Российской товарищеской хоккейной лиги и болела за наших ребят.

Какие идеи проектов вы бы хотели увидеть в будущем?

За 15 лет работы Эндаумента было сделано многое. Дальше хочется видеть больше инициативы от молодёжи. Наша цель — чтобы каждый студент думал, что он может сделать для университета и для себя лично. Мы поддержим все идеи. Однако, помимо инициативы, важна и организованность.

Перед объявлением результатов конкурса грантов Эндаумент всегда немного увеличивает его фонд, зная, что в течение года не все проекты будут реализованы. Доведение идеи до финальной стадии — задача сложная, но её решение помогает развить гибкие навыки.

В целом Эндаументу ближе то, что связано с предпринимательством и бизнес-сообществом. Такие идеи не нужно придумывать, они рождаются сами собой, когда есть большой пул потенциальных инвесторов и студентов, которые уже в бакалавриате начинают своё дело.

Этой тематикой занимается и Эндаумент, и отдельная команда акселератора MGIMO Ventures. Она объединяет разные поколения мгимовцев и придаёт стимул для развития предпринимательских инициатив.

Некоторые студенты думают, что поддержка Эндаумента может быть лишь материальной. Какие возможности открывает победа в конкурсе студенческих проектов Эндаумента на самом деле?

Сейчас поддержка молодёжных инициатив шире, чем конкурс грантов. Вместе с руководством МГИМО Эндаумент думает, как сделать студенческую жизнь максимально насыщенной и полезной. Каждый год мы проводим масштабную программу по стажировкам и выдаём стипендии: ежемесячные или полностью покрывающие обучение в магистратуре. В перспективе хотим уделять больше внимания практико-ориентированным программам.

Поддержка Эндаумента — это знак качества проекта. Кроме того, мы располагаем огромной базой контактов и партнёров. Иногда студенты спрашивают, кого Эндаумент мог бы предложить для их мероприятия в качестве гостя. Для нас нетрудно пригласить ведущего эксперта или знаменитость. В глазах студентов примеры таких людей выглядят вдохновляющими, но далёкими. Лучше общаться с теми, кто наравне, — недавними выпускниками. Например, летом в СМИ часто мелькал Антон Пинский. Его опыт интересен: ещё студентом МГИМО Антон организовывал вечеринки для участников различных клубов, а сейчас он вместе с Тимати владеет активами ушедшего Starbucks. Так мы и отбираем героев, исходя из того, кто ближе к молодёжи.

Эндаумент часто привлекает студентов к проектам «Приоритета 2030». Зачем это фонду? Какие проекты становятся наиболее актуальными в рамках этой программы?

Всё, что мы делаем, — для студентов и в диалоге со студентами. Иначе сложится ситуация, которую я называю «причинить добро». Мы предоставляем возможность проявить себя.

Одними из лидирующих направлений стали туризм и устойчивое развитие. Интересные проекты — всегда на стыке. Такой стала наша коллаборация с РГГМУ — Летняя школа «Экологический туризм и ESG» в Санкт-Петербурге. Интересно, что туда же мы интегрировали образовательный трек по международным отношениям. Благодаря этому студенты получили более комплексные и экспертные знания.

Многое в России сейчас меняется: реорганизуется бизнес-сфера, акцент с внешнего туризма переходит на внутренний, больше внимания уделяется студенческой науке. ESG и глобальные исследования не потеряют актуальности, как и цифровизация. Особняком стоит новый проект МГИМО-МЕД, он пока не входит в программу «Приоритета».

Какой совет вы бы дали участникам конкурса грантов в этом году?

Первого сентября мы опубликовали всю информацию о нём в социальных сетях Эндаумента.

В этом году сохранится привычный формат конкурса. В планах — масштабировать то, что уже удалось сделать, и больше думать вне привычных рамок. Ограничений для фантазии быть не должно. К нам можно обратиться с любым проектом, а мы поможем направить его в нужное русло.

Источник: Сайт студенческого журнала "Международник"

Интервью в


vk telegram yotube rss
СДЕЛАТЬ ВКЛАД