10-летие Эндаумента МГИМО на страницах первого англоязычного MGIMO Journal

28 марта 2018

Первые эндаумент-фонды появились в России после принятия в декабре 2006 года Федерального закона о целевом капитале некоммерческих организаций, а в следующем году уже стали создаваться первые фонды.

Конечно, мы только начале пути, и весь рынок российских эндаументов оценивается примерно в 20 млрд. руб (примерно 300 млн долларов). Для сравнения: крупнейший университетский эндаумент в Америке – в Гарварде (36 млрд. долл.). Неудивительно, что CША являются абсолютным чемпионом в этой сфере: американский рынок эндаументов составляет 567 млрд. долл.

Заложили основу Фонда МГИМО наши выпускники, занимающие ныне высокие строчки в списках «Форбс», - Алишер Усманов, Владимир Потанин и Фаттах Шодиев. Они внесли значительные суммы и регулярно поддерживают университетские проекты. Их примеру последовали другие выпускники МГИМО. Для кого-то из них – это знак благодарности alma mater за полученные знания, для кого-то – проявление социальной ответственности, для других – возможность заявить о себе и своей компании в среде мгимовцев.

Стратегию развития фонда МГИМО определяет руководство Университета. Члены Наблюдательного и Попечительского советов дают рекомендации и поддерживают наиболее значимые для вуза проекты.

Совместно с управляющими компаниями была составлена инвестиционная стратегия, которая учитывает оптимальное соотношение риска и доходности для Университета. Для Фонда развития МГИМО – это главным образом корпоративные и федеральные облигации и, частично, валютные инструменты (еврооблигации, долларовый депозит). Валютный портфель обоснован тем, что для МГИМО значительная часть расходов осуществляется в долларах и евро (зарубежные командировки преподавателей и студенческие стажировки, приглашение зарубежных профессоров). Таким образом, при колебаниях курса, наши расходы остаются неизменными. Облигации обеспечивают доходность около 12-13% (по итогам 2017 года). В портфеле есть и короткие, и длинные облигации. Управляющий отслеживает и участвует в новых размещениях. Мы смотрим на рынок акций, который может показать больший рост (или падение). Однако доходность Эндаумента МГИМО уже является неотъемлемой частью бюджета университета, и потеря средств просто недопустима. Консервативная стратегия позволяет не только сохранять средства, но и обеспечивает реальный прирост, на 5-7% опережая инфляцию.

Наш эндаумент разрабатывает стратегию фандрайзинга, заключает договоры пожертвования, проводит конкурс грантов, администрирует реализацию проектов и готовит отчеты. Одним из последних интересных нефинансовых проектов стал My-mentor, в рамках которого выпускники выступают в качестве наставников студентов, помогая им делать первые шаги в карьере.

МГИМО активно работает и с зарубежными партнерами и выпускниками. Значительную помощь МГИМО оказывает крупный бизнесмен Фредерик Паулсен, несколько лет назад в Эндаумент поступил взнос компании IKEA, а недавно – коллективный взнос Ассоциации выпускников МГИМО во Вьетнаме.

Грантополучателями Эндаумента являются сотрудники университета, профессора и студенты. Именно они реализуют те проекты, которые готовы поддержать благотворители: проводят исследования, пишут книги, организуют научные мероприятия. Такие студенческие конференции как «Дни науки» и «Бизнес-весна» уже стали традиционными и знаковыми для университета. Кроме того, на российских и международных мероприятиях преподаватели и студенты, представляя свой вуз, выступают в качестве «послов» МГИМО.

Эндаументы объединились в профессиональные сообщества -Форум доноров, УнивЭн – Ассоциация университетских эндаументов, которые ведут работу по популяризации фондов целевого капитала, решают задачи повышения эффективности.

10 лет – не такой большой срок для эндаументов, однако их роль заметно выросла. 10 лет назад вклад Эндаумента в бюджет МГИМО составлял всего 2%. Сегодня инвестиционный доход достигает 6% бюджета Университета, при том, что сам бюджет увеличился в 2,5 раза! А вместе со спонсорскими средствами, поступающими напрямую в Университет, доля целевых средств превышает 10%. Всего за эти годы в МГИМО было перечислено 650 млн руб., а целевой капитал составляет около 1,5 млрд. руб. Конкретными проектами, которыми может гордиться Эндаумент, являются: программа интернационализации МГИМО, укрепление Университета в международных рейтингах, получение «5 звезд» QS Stars, международная аккредитация программ высшего образования и MBA МГИМО, журналы, входящие в базу Scopus, социальная поддержка почетных профессоров и ветеранов, студенческие гранты и т.д.

Марина Петрова, директор Фонда развития (Эндаумента) МГИМО

Полная версия журнала доступна по ссылке.


The first English issue of MGIMO Journal: MGIMO Endowment celebrates its 10thanniversary

The first endowments appeared in Russia after the adoption of the Federal Law on endowments for non-profit organizations in December 2006, and in the following year the first funds were already created.

Of course, we are in the very beginning, and the entire market of Russian endowments is estimated at about 20 billion rubles (about $ 300 million). Just compare: the largest university endowment is located in America, Harvard has 36 billion dollars. It is no surprise then that the USA is the indisputable leader here - the American market of endowments is 567 billion dollars.

The foundation of MGIMO Endowment was laid by our graduates who now occupy high positions in the Forbes list: Alisher Usmanov, Vladimir Potanin and Patokh Chodiev. They have contributed significant sums and regularly support the University projects. Their example was followed by other MGIMO alumni. For some, it is a sign of gratitude to alma mater for the knowledge gained or it’s a manifestation of social responsibility, for others - the opportunity to present yourself and your company as a part of MGIMO community.

The strategy of MGIMO Endowment is determined by the University's management. The members of the Supervisory Board and the Board of Trustees give recommendations and support the most important projects for the University.

We have drawn up an investment strategy together with the management companies. It takes into account the optimal risk-return ratio. For MGIMO Endowment, these are mainly corporate and federal bonds and, in part, currency instruments (Eurobonds, dollar deposits). The foreign exchange portfolio is justified by the fact that a significant part of the expenditures is carried out in dollars and euros (foreign trips of professors and student internships, invitation of foreign lectures). Thus, with fluctuations in the exchange rate, our costs remain unchanged. The bonds provide a yield of about 12-13% (based on the results of 2017). There are short and long-term bonds in the portfolio. The manager monitors and takes part in new placements. We look at the stock market, which may show more growth (or decline). However, the return of MGIMO Endowment is already an integral part of the university's budget, and the loss of funds is simply unacceptable. Conservative strategy allows not only to save funds, but also provides a real increase, by 5-7% ahead of inflation.

Our endowment develops a fundraising strategy, signs donation agreements, conducts grant competitions for students, administers project implementation and prepares reports. One of the latest interesting non-financial projects was “MyMentor”, where graduates act as mentors to students, helping them to make the first steps in their careers.

MGIMO works actively with foreign partners and graduates. Significant assistance to MGIMO is provided by a large businessman Frederick Paulsen. A few years ago, IKEA made a big contribution to the Endowment, and recently we have had a collective contribution of the MGIMO Alumni Association in Vietnam.

Grantees of Endowment are employees of the University, professors and students – everyone can implement a project that philanthropists are ready to support: they conduct research, write books, organize scientific events. Such student conferences as "Days of Science" and "Business Spring" have already become traditional and iconic for our University. In addition, at Russian and international events, teachers and students represent the University and act as "ambassadors" of MGIMO.

Endowments unite in professional communities: the Donor Forum, UnivEn - the University Endowment Association, these organizations work to popularize the notion and solve the tasks related to increasing efficiency.

10 years is not such a long term for endowments, but their role has grown significantly. 10 years ago, the contribution of Endowment to MGIMO budget was only 2%. Today, its part reaches 6% of the University budget, despite the fact that the budget itself has increased 2.5 times! And together with the sponsorship funds coming directly to the University, the share of the target means exceeds 10%. In total, 650 million rubles have been transferred to MGIMO within these years, and the endowment holds about 1.5 billion rubles.

The full version is available here

10-летие Эндаумента МГИМО на страницах первого англоязычного MGIMO Journal


СДЕЛАТЬ ВКЛАД