Интервью А.В.Торкунова в новом номере MGIMO Journal

6 мая 2019

В начале 2020 года истекает действие нынешней Стратегии развития МГИМО. В текущем году команде ректора университета А.В.Торкунова предстоит написать новую Стратегию, одновременно готовя задел для очередной «университетской пятилетки».

Задачу новой Стратегии Анатолий Васильевич видит в сложном двуединстве — в наращивании глобального характера университета в сочетании с ростом качества образования, сохранением и развитием лучших черт традиционного МГИМО. «Другими словами, идентичность МГИМО по мере количественного роста университета должна не размываться, а мультиплицироваться. Кстати, именно наша идентичность, которая эволюционирует, сохраняя коренные мгимовские черты, дает нам самый качественный в стране контингент абитуриентов», — подчеркивает ректор.

MJ: Открытие новой программы подготовки «атташе по сельскому хозяйству», видимо, является одним из примеров такой «эволюции идентичности»?

Да, это один из результатов очень важного тренда, который мы уже некоторое время развиваем.

Начиная с лета прошлого года мы в плотном взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и его главой Дмитрием Николаевичем Патрушевым, а также нашими попечителями, представляющими аграрный сектор и аграрные регионы, создали комплекс образовательных программ, связанных с подготовкой специалистов-международников, в частности, программу «Международные аграрные рынки и внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе». Она рассчитана на два семестра и действительно будет готовить «атташе по сельскому хозяйству». МГИМО реализует ее при поддержке Россельхозбанка во взаимодействии с двумя лучшими аграрными вузами страны — Тимирязевской академией и Кубанским аграрным университетом.

Как видите, мы не идем здесь по пути ряда федеральных вузов, когда в изначально экономическом или педагогическом университете вдруг образуется физический или юридический факультет. Наш приход в новые сферы профессиональной деятельности связан с межуниверситетским взаимодействием вузов разного профиля, работающими в режиме сетевых программ.

Только за последние два года мы таким образом создали совместные магистратуры и МВА-программы по спортивной дипломатии и спортивному менеджменту, а также по международным товарно-сырьевым рынкам, в которых часть дисциплин на себя взяли Университет физкультуры и Горный институт НИТУ «МИСиС», соответственно. Осенью прошлого года мы провели второй досрочный набор на совместную с МФТИ программу МВА «Цифровая экономика». Первый набор прошел в феврале прошлого года и показал огромный неудовлетворенный спрос на такого рода программы.

MJ: Запуск новой Стратегии совпадает с объявлением в 2020 году очередного конкурса на получение господдержки по программе «5-100», в которую МГИМО пять лет назад не попал. В этот раз мы на нее рассчитываем?

Скажу больше, участие в ней стало по сути формальным поводом для написания новой Стратегии. Однако вероятность вхождения в эту программу зависит не столько от вуза-претендента, сколько от системы приоритетов Министерства высшего образования и науки в тот или иной период. И, конечно, от состава отборочного комитета.

MJ: Значит, сильно уповать на нее в таком случае не следует? Что тогда станет краеугольным камнем Стратегии?

МГИМО — самый международный университет России, с уникальными компетенциями подготовки профессионалов, готовых к конкуренции на мировых рынках и в интернациональной политико-правовой и информационной среде. Но, с другой стороны, мы все больше расширяем традиционное понятие «международный», как мы говорим: MGIMO goes beyond diplomacy!

Как уже было сказано выше, сохраняя эталонный стандарт дипломатической подготовки, мы постоянно будем стремиться к вхождению в новые ниши международной среды, осваивая прикладные профессии из сферы экономики, права, информационных технологий, государственного и корпоративного управления.

Выпускник МГИМО должен значительно превосходить выпускников других лучших российских вузов, быть носителем уникальных компетенций. А что может быть уникальнее, например, языковой линейки, в которой насчитывается 53 преподаваемых иностранных языка? Причем федеральные и собственные образовательные стандарты МГИМО включают в бакалавриате в качестве несущего элемента два обязательных иностранных языка. В магистратуре (это является позитивным исключением из российских правил) по дипломатическим и востоковедным программам также даются два обязательных иностранных языка. Неудивительно, что ежегодный мидовский призыв мгимовцев получает на квалификационном экзамене самые высокие оценки.

MJ: МГИМО не только выходит в новые профессиональные сферы, но и расширяет свое присутствие «на земле» — на образовательных рынках как в России, так вне ее.

Сегодня МГИМО — это два кампуса в Московской агломерации: на проспекте Вернадского и в Одинцове. Работает небольшая образовательная платформа в Женеве. Планируется создание автономной кафедры МГИМО на базе Дальневосточного федерального университета. Наконец в этом году открываются две перспективные образовательные площадки (филиала) университета в Ташкенте и Баку.

Прошлый год вообще стал для нас пороговым, МГИМО подошел к черте, которая переводит его в иную весовую категорию по количественным параметрам. У нас на «линейных», очных программах бакалавриата и магистратуры одномоментно обучается уже почти 10 тысяч студентов!

Открытие филиалов в Ташкенте и Баку — тоже пороговая история. В обоих случаях запрос был сформулирован на самом высоком уровне. Филиал в Баку зафиксирован Планом действий по развитию ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества на период до 2024 года, подписанном 1 сентября 2018 года в присутствии двух президентов, и является частью повестки Межправительственной комиссии двух стран.

В Узбекистане динамика взаимодействия не может не впечатлять. Так в конце прошлого года мы получили официальное уведомление узбекской стороны о выделении МГИМО отдельного здания в центре Ташкента в безвозмездное пользование. Университет мировой экономики и дипломатии (УМЭД), с которым мы подписали соответствующее соглашение, опирается на целый ряд распорядительных актов узбекской стороны и берет на себя роль своеобразного «проводника» МГИМО в узбекских реалиях на фоне общей тенденции прихода в республику российских вузов (МГУ, МИСиС, РГУНГ им. Губкина).

Деятельность наших филиалов предполагает работу на свободном рынке и частичное финансирование за счет государственного заказа — прежде всего в случае с Узбекистаном.

Оба филиала имеют принципиальное сходство. Они компактны и ориентированы, прежде всего, на магистерские программы, которые должны сопровождать двустороннее экономическое сотрудничество. Это программы «международное частное, торговое и финансовое право», «международные финансы и управление рисками» и программа по направлению бизнес-информатика «системный анализ и прогнозирование социально-экономических процессов».

MJ: Магистерские программы пользуются повышенным спросом и в головном МГИМО.

Да, вот уже два года как количество поступающих к нам на бакалавриат и в магистратуры сравнялось. Это новый феномен для университета. Феномен, который требует от нас серьезного повышения качества преподавательского состава — со взрослыми студентами работать труднее, они требовательнее и гораздо более склонны выражать свои претензии открыто и прямо.

Сегодня магистратура МГИМО (вместе с Одинцовским филиалом) — это 73 магистерские программы по 15 направлениям. Занятия проводятся в компактных группах, учатся в них люди с бэкграундом, четко знающие, что они хотят получить от преподавателей, вуза и, что немаловажно, друг от друга. Ведь наращивание товарищеских контактов на этом уровне — основа профессионального прогресса в будущем.

Почти три десятка программ полноценно реализуются с зарубежными партнерами. Они позволяют получить сразу два, а то и три магистерских диплома. Вышли на финальную стадию двойные программы с элитной Флетчеровской школой права (США) и с Сеульским национальным университетом. Сразу несколько совместных проектов стартует в этом году в сотрудничестве с британскими университетами.

Девять программ реализуется в сотрудничестве с корпоративным сектором. Это «Ростех» (с 2007 года), «Роснефть», «Транснефть», Газпромбанк, Караканинвест, Совфрахт. С этого года — «Гражданские самолеты Сухого», Microsoft (программа «Искусственный интеллект»). Взаимный интерес студентов и корпораций понятен: магистратура — уровень, на котором не только возможна, но и необходима углубленная специализация с возможностью приобретения и шлифовки практических навыков и умений.

MJ: Серьезный потенциал международного позиционирования МГИМО лежит и в академической и общественной дипломатии. Университет был довольно активен в этой сфере в прошлом году.

В свое время МГИМО фактически стал базой для диалога на российско-польском направлении, мы много сделали в российско-грузинских отношениях. Сейчас на базе МГИМО действует Российско-японская комиссия историков, Российско-чешский форум.

Наверное, наиболее известным стал российско-французский Трианонский диалог. В прошлом году МГИМО принял участие в его 20 мероприятиях международного уровня, в числе которых Парижский форум мира (где мы представили свой проект «Гражданский диалог в кризисных ситуациях»), Петербургский международный экономический форум, Международный салон недвижимости в Каннах.

Всего за уходящий год МГИМО стал участником более 20 международных форумов, а также выступил организатором порядка 15 международных конференций в стенах университета совместно с такими экспертными центрами, как Дипломатическая школа Флетчера, Китайская академия международных проблем, Университет Сьянс По. Для студентов МГИМО прочитали лекции профессора ведущих зарубежных вузов и аналитических центров.

МГИМО традиционно является опорной структурой и для многосторонних экспертных механизмов. Такую роль выполняет Центр АСЕАН при МГИМО, который входит в NARTT (экспертная сеть исследовательских и консультативных политических центров АСЕАН и России). Трехсторонние форматы — российско-корейско-китайские, российско-китайско-японские не первое десятилетие демонстрируют свою устойчивость.

Недавно мы приняли у себя второе заседание Российско-индийского форума исследовательских институтов, оказываем помощь в становлении российско-австрийского диалогового партнерства, работаем по целому ряду так называемых «вторых дорожек».

Сейчас университет внимательно ревизует все диалоговые структуры, имеющие отношение к МГИМО, с тем чтобы разглядеть в них практическую пользу для университета. Мы резко увеличили количество бизнес-миссий и деловых мероприятий по линии Центра АСЕАН, объединили свои усилия с Деловым советом АСЕАН, более того, провели две совместные сессии на Восточном экономическом форуме.

Другими словами, в «академической дипломатии» МГИМО есть серьезный практический смысл для университета, и мы постараемся, чтобы возможности этого феномена раскрылись в наших стенах наиболее полным образом.

MJ: Как продвигается цифровизация МГИМО?

За 2018 год мы обновили ИТ-инфраструктуру университета, в этом нам помог Банк ВТБ, который передал МГИМО на эти цели миллион долларов.

В наступившем году наши задачи по цифровизации лежат скорее в сфере образовательного процесса. Спектр этих задач широк — от «фронтального» внедрения дистантных курсов до адаптации наших «аппаратных мощностей» к содержанию традиционных экономических, управленческих и социально-политических курсов — иными словами, двигаемся от «железа» к контенту.

В кампусе на Вернадского у нас есть несколько точек роста в ИТ и информационной сфере. Это Центр цифровой экономики и новых финансовых технологий, а также «внешнеполитический» Центр информационной безопасности. Дирекция информационных технологий располагает всеми ресурсами, связанными с поддержанием аппаратного комплекса и программированием. Центр интернет-политики отвечает за все сайты МГИМО и аффилированных структур. На базе факультета МЭО создана специальная рабочая группа, призванная внедрять новые информационные технологии в образовательный процесс.

Другой точкой роста (и в целях здоровой конкуренции мы будем сохранять и поощрять внутреннее соревнование талантов и трудолюбия) является Одинцовский кампус, где открыты программы по направлению «бизнес-информатика», существует полноценный цикл «бакалавриат — магистратура». Более того, на уровне среднего профессионального образования — Колледжа МГИМО успешно реализуется техническое направление подготовки — «прикладная информатика».

Кстати, команда колледжа по прикладной информатике в этом году стартует в чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по основным компетенциям digital skills: web-дизайн и разработка; сетевое и системное администрирование; программные решения для бизнеса.

Другим сегментом, на который мы делаем ставку, стала магистерская программа «Искусственный интеллект», созданная с двумя бизнес-партнерами — Группой компаний АДВ, представляемой нашим попечителем Дмитрием Коробковым, и компанией Microsoft. Microsoft передала в распоряжение магистратуры необходимые программные решения, а также группу преподавателей-практиков. В программе участвует значительное число преподавателей МФТИ и факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ.

Параллельным треком к сугубо цифровым программам стали новаторские программы МИЭП — по экономике и менеджменту инноваций. Благодаря научному руководителю МИЭП В.И.Салыгину к работе на этих программах привлечены специалисты по большим данным, искусственному интеллекту из РАН.

Важно отметить, что цифровизация, информационные специальности влияют и на выбор методов преподавания — впервые в бакалавриате и магистратуре по направлению «бизнес-информатика» мы переходим к проектному принципу подготовки выпускных квалификационных работ.

MJ: В этом году мы отмечаем 75-летие МГИМО.

Юбилейный год — уникальная возможность для продвижения и позиционирования нашего университета, в том числе в международной среде.

Юбилейная кампания нацелена на охват новых категорий выпускников и абитуриентов, привлечение дополнительных средств на развитие университета. Уверен, 75-летие Alma Mater придаст новый импульс развитию Ассоциации и всего сообщества выпускников МГИМО.

Особенность нынешнего юбилея заключается в том, что он будет растянут во времени, его шествие через весь год сделает праздник доступнее и ближе для каждого представителя сообщества МГИМО. Начнется это «шествие» в мае, когда наши иностранные выпускники съедутся на V Международный форум выпускников в Ташкенте; в июне выпускников из бизнес-сообщества ожидает сессия МГИМО на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме; в октябре профессорско-преподавательский состав университета и мгимовцы, работающие в исследовательских институтах и экспертных центрах, соберутся на XII Конвенте РАМИ; любители искусства и культуры смогут принять участие в музыкальном фестивале в Парке Горького «Возвращаемся к Крымскому мосту» и традиционной арт-выставке; основными спортивными мероприятиями станут Открытая универсиада МГИМО «Спортивные поколения», Кубки МГИМО по гольфу и футболу. Кульминацией праздника станет торжественный вечер 15 октября в Москве.

В подготовку юбилея будет включен самый широкий круг мгимовцев, мы работаем по принципу «сrowd sourcing» — добровольной причастности. Объявлен конкурс на лучшие персональные истории («лонгриды») выпускников, которые будут опубликованы в том числе в MGIMO Journal, в социальных сетях и на странице Ассоциации выпускников в Facebook. Выйдут специальные выпуски газеты «Международник», фотоальбомы, четвертое издание книги «МГИМО-Университет. Традиции и современность».

Отдельным концептуальным «стержнем» юбилея должна стать «поколенческая консолидация» или «наставничество». Мы хотим начать регулярные Попечительские лекции, интегрировав их в учебный процесс. Выпускников 1990–2000-х годов, некогда активистов студенческих клубов и научных обществ, пригласим вернуться в МГИМО в год юбилея, чтобы поделиться опытом, принять участие в работе своих клубов на их современном этапе.

Мы хотели бы, чтобы 75-летний юбилей университета оставил после себя долгосрочное материальное наследие.

Ежегодное интервью ректора А.В.Торкунова в новом номере MGIMO Journal. Полная электронная версия журнала доступна по ссылке.

Интервью А.В.Торкунова в новом номере MGIMO Journal


СДЕЛАТЬ ВКЛАД