Категория: Новости Акселератор МГИМО: создаем бренд на рынке стартапов - MGIMO Journal 17 мая 2023 До 7 июня открыт прием заявок в Акселератор MGIMO Ventures и готовится запуск международного сезона в Ташкенте. О том, как появилась идея запуска акселератора в МГИМО, о методологии и перспективах MGIMO Ventures рассказывает Олег Линников, сооснователь венчурной компании Startech.vc –оператора программы. Акселератор МГИМО: создаем бренд на рынке стартапов В рамках программы «Приоритет 2030» МГИМО запустил акселерационную программу для стартапов. Акселератор MGIMO Ventures реализуется в партнерстве с венчурной компанией Startech.vc. «Мы уже четыре года развиваем технологическое предпринимательство в России, — говорит Олег Линников, сооснователь Startech.vc. — В цепочке игроков рынка важнейший элемент — вузы. Мы рады начать работу с МГИМО, одним из ведущих российских университетов». MJ: Расскажите, пожалуйста, для непосвященных, что такое акселератор. Это программа для стартапов, которая позволяет им намного быстрее проходить определенные этапы жизни своего бизнеса. Таких программ в России довольно много. У различных частных корпоративных игроков есть свои акселераторы, у вузов. В МГИМО тоже изъявили желание создать такую программу. Стартапы, с которыми работает акселератор, могут быть на разных стадиях развития. Это может быть совсем ранняя стадия — проект на уровне идеи, и это могут быть проекты с уже готовыми прототипами и продажами. С МГИМО мы сфокусировались на средних стадиях проектов — уже готовая идея, но пока не полноценный бизнес. Для акселератора важно также определить нишу, то есть направление проектов, с которыми будет работать МГИМО. Понятно, что для вуза наиболее релевантны темы, связанные с образованием. Поэтому среди направлений — близкие к технологической составляющей магистерских программ МГИМО: FinTech, AgroTeсh, FoodTech, MedTech, LingvoTech, LegalTech, UrbanTech. Не менее важными на отборочных этапах стали стартапы, связанные с развитием технологий в госсекторе (GovTech), в сфере туризма, рекреации и проведения мероприятий (Tourism/Events) и другие. Всего успешно прошли отбор и стали участниками акселератора 20 проектов. MJ: А как вы вышли на МГИМО? С руководством университета нас познакомили выпускники. Сначала мы разговаривали с проректором Артемом Мальгиным, а потом были на приеме у ректора, где все финально проговорили. MJ: С чем вы пошли к ректору? С нашим портфолио, из которого видно, что мы известные, качественные игроки на рынке, за три года нашей деятельности мы реализовали более 50 акселерационных программ, получили много хвалебных отзывов. MJ: Какие задачи поставил перед вами Анатолий Васильевич? У МГИМО уже был план относительно запуска программы, дополнительно разъяснять ничего не нужно было. У ректора было полное понимание, что это нужно делать, у нас тоже не было сомнений — все-таки большой опыт за плечами. MJ: Какой самый крутой проект в вашем портфолио? Из супертитульных назову «Финтехстарт» в МФТИ — этим акселератором мы занимаемся уже пять лет, реализовали девять сезонов. Другой проект — Global Pilots, наша с EY и Microsoft программа для зрелых стартапов, готовых работать с крупными международными компаниями. MJ: А как вы начинаете работать с клиентами? У нас есть апробированная методология, которую мы просто адаптируем под конкретного заказчика. MJ: Что собой представляет эта методология? Сначала идет сбор заявок. Скажем, в МГИМО их подали 200, из них отбираем примерно 20 тех, кто наиболее интересен и перспективен. Потом открываем программу, и специальные люди — трекеры (эксперты в области развития стартапов) — несколько раз в неделю встречаются с ее участниками, проговаривают план на неделю. В программе есть возможность углубить знания с помощью экспертных и менторских сессий, образовательных вебинаров, лекций и воркшопов с корпоративными игроками, в ходе которых участники должны для начала понять, как будут реализовывать свои задачи — либо путем получения инвестиций, либо зарабатывая деньги. У них есть доступ к ресурсам как университета, так и компаний — партнеров программы, таких как «МегаФон», hh.ru, «ТилТех», МТС, «Правокард» и другие. Когда наступает «экватор», середина программы, мы подводим ее предварительные итоги: участники программы рассказывают о своих результатах. Далее идет подготовка к ее выпуску — это Demo Day, на который мы приглашаем заинтересованные компании, инвесторов, выпускников. MJ: И что будет на выходе? Программа под брендом МГИМО, в которую войдут проекты не только из МГИМО, но и бизнесы, которые хотят развиваться в сотрудничестве с университетом. Среди проектов, которые стали участниками первого набора акселератора МГИМО, — «ЕГЭПрорыв» — онлайн-платформа для подготовки к ЕГЭ, GoVerbum — мобильное приложение для изучения китайских слов для стандартных тестов, bewise.ai — рекомендательная AI-платформа для отделов продаж, «Микроциркуляция» — разработка искусственного интеллекта в области медицинской диагностики в офтальмологии. MJ: А как проекты узнают, что надо идти в акселератор МГИМО? Нашу компанию на рынке стартапов все знают. Мы анонсируем на сообщество стартапов новый акселератор с МГИМО. В результате вокруг вуза возникнет сообщество предпринимателей — сторонние проекты, выпускники со своими бизнесами, студенты, которые начнут взаимодействовать между собой. А когда станут успешными, будут говорить: вот, я окончил МГИМО, там мне помогли создать и развить бизнес. MJ: То есть благодаря акселератору вокруг вуза создается предпринимательская экосистема? Да, так и есть. MJ: Вот вы выпустили эти 20 проектов. И что дальше? Это не одноразовая история, она сезонная. Программа длится три-четыре месяца, потом — выпуск, как студентов в вузе, и начинается набор заявок в следующую программу. Так сезонами и развиваемся: первый, второй, третий… Вот в МФТИ, который я окончил, мы реализовали девять таких сезонов. Это была, кстати, наша самая первая программа, и она до сих пор живет! MJ: Значит, и у МГИМО может быть столько? У меня возник такой образ: планета под названием МГИМО, вокруг которой начинает вращаться спутник (первая программа MGIMO Ventures), потом вы запускаете второй спутник, третий… А могут потом десять спутников слепиться в одну малую планету — Луну? Возможно ли создание консорциума из многих программ? Конечно, в теории можно создать синдикат из выпускников МГИМО, которые инвестируют в стартапы МГИМО, дают синдицированные инвестиции. MJ: А вы ради чего занимаетесь этим делом? Заработок хороший? Наша компания Startech.vc, наверное, немного отличается от других, запускающих такие программы. Для многих это основной бизнес, поточная система — идет зарабатывание денег, и все. Нам же интересно в целом поднимать культуру предпринимательства. Мы объединяем русскоговорящих предпринимателей в разных уголках света в сообщества, где все друг другу помогают. Мы пока плотно заняли Москву и область. В Казани активно работаем, в Челябинской области, в Питере, планируем выходить в другие регионы. Из стран — Армения, Эмираты, Китай, начинаем заходить в Израиль и Узбекистан. Так мы строим свое сообщество Startech Networking, в нем уже живут 3 тысячи человек. Мы проводим массу мероприятий в Москве — это и бизнес-завтраки, и конференции, и круглые столы. У нас есть фонд, который инвестирует деньги в стартапы. С нами работают крупные инвесторы, которым мы показываем новые проекты. Через MGIMO Ventures мы хотим привлекать и выпускников МГИМО. MJ: Сегодня Россия под западными санкциями, идет СВО, есть дефицит молодых IT- специалистов, кто-то уезжает, кто-то остается. Вы к какой категории относитесь? Нас тоже можно назвать IT-компанией, и мы заинтересованы в создании предпринимательской среды в России, в ее развитии. Если раньше наша деятельность была направлена на то, чтобы работать на глобальном рынке, который несравнимо шире, то сейчас мы фокусируемся на работе с российскими предпринимателями — как на локальном рынке, так и вне. MJ: Значит, вы патриотически настроенная компания, связываете свою судьбу с Россией? Если мы говорим о технологическом бизнесе, стартапах, то надо все равно понимать, что в России рынок очень узкий по сравнению с рынками Китая, Индии, Америки, Бразилии и здесь бизнес делать довольно сложно. Но мы за то, чтобы помогать выстраивать русскоговорящую среду, сохраняя локацию компании в России и по возможности создавать влиятельный бизнес на внешнем рынке. Мы помогаем нашим компаниям выходить на те страны, которые не настроены санкционно, скажем Эмираты, Армению, Индию, и уже через эти хабы развиваться в направлении других рынков. Такова наша стратегия. Читать статью в pdf. Источник – MGIMO Journal, №2, 2022. Vk