MY MGIMO IS YOUR MGIMO ЭНДАУМЕНТ
Поддержка студенческих проектов
Финансирование издательской программы
Третий целевой капитал для развития Одинцовского филиала МГИМО
Поддержка спорта МГИМО
Поддержка творчества
Приглашаем присоединиться к сообществу партнеров МГИМО
Развитие бизнес образования в МГИМО
Модернизация инфраструктуры
Развитие культуры благотворительности в рамках УнивЭн

30 2ТАСС: Панельная сессия "Университетское образование в меняющемся мире"

Создание инновационной экономики невозможно без радикальной реформы системы высшего образования. Классическая модель деятельности университетов – обучение плюс наука – дополняется новой функцией создания и продвижения новых технологических решений. Концепция, получившая название "Университет 3.0", предполагает превращение ВУЗов в центры развития целых отраслей и регионов, драйверов повышения конкурентоспособности страны.

По доступности всех уровней образования Россия занимает лидирующие места в рейтинге Всемирного экономического форума. По данным Росстата, высшее образование в стране имеет четверть населения старше 15 лет, а в возрастной группе от 25 до 40 лет таких около 40%. Но почти половина выпускников с высшим образованием работают не по специальности, а в мировые рейтинги ВУЗов из российских университетов попадают считанные единицы.

Инициативы российского руководства по модернизации российского высшего образования:

  • Одним из важнейших направлений реформы высшего образования в России стало укрупнение вузов и создание сети опорных региональных университетов.
  • Создаются национальные исследовательские университеты на основе интеграции науки и образования (сейчас в России 29 вузов, имеющих статус НИУ);
  • Проект 5-100. По решению правительства весной 2013 года был образован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Ожидается, что к 2020 году не менее пяти российских университетов войдут в первую сотню глобальных образовательных рейтингов (рейтинг университетов мира Times Higher Education, всемирный рейтинг университетов QS, академический рейтинг университетов мира ARWU);
  • Минобрнауки проводит мониторинг качества образования в ВУЗах. С 2012 по 2015 годы реорганизованы более 30 ВУЗов, ликвидировано более 250 неэффективных филиалов. Закон об образовании закрепил обязанность всех российских вузов ежегодно участвовать в мониторинге, предоставляя для этого необходимые сведения.

В последние 3 года в России идет активный процесс переориентации системы образования на потребности развития экономики.

  • Уже в 2013 году бюджетные места между ВУЗами распределялись по новому принципу: в зависимости от того, какие отрасли являются приоритетными в экономике региона и сколько кадров необходимо для них подготовить. Кадровый запрос формировали не только федеральные ведомства, но и объединения работодателей.
  • При распределении бюджетных мест учитываются и данные о трудоустройстве выпускников ВУЗов.
  • К настоящему времени Минобразования разработало пакет поправок в закон об образовании, которые позволят российским ВУЗам открывать базовые кафедры непосредственно на производствах. Сейчас распространена практика, когда компания по договоренности с ВУЗом открывает кафедру для подготовки специалистов.

Модератор: Андрей Волков, профессор по менеджменту, Московская школа управления Сколково

Выступающие: Ханс Висмет, профессор Дрезденского технического университета; научный руководитель Лаборатории международной и региональной экономики, Эдуард Галажинский, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета, Конрад Дебакер, управляющий директор центра исследований и разработок (Research & Development) Левенского католического университета, Дмитрий Пумпянский, председатель совета директоров ПАО "Трубная металлургическая компания" (ТМК), Айлин Сантей, первый вице-президент Газпромбанка, Бин Сян, основатель, директор, преподаватель дисциплины "Бизнес в Китае и глобализация" Высшей школы бизнеса Cheung Kong (CKGSB), Анатолий Торкунов, ректор МГИМО (У) МИД России, Олег Хархордин, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, Елена Шмелева, руководитель Фонда "Талант и успех", учредителя образовательного центра "Сириус" (г. Сочи, Краснодарский край), Владимир Якушев, губернатор Тюменской области.

Проблемы:

  • Школы не обладают ресурсами для подготовки молодых людей, которые рано определились с выбором профессиональной и научной деятельности

"Университетское образование начинается со средней школы. Самых мотивированных школьников мы должны как можно раньше вовлекать в те сферы, о которых мы говорим: это и IT, и сельское хозяйство, и биотех, и новые промышленные технологии, и робототехника, энергетика, медицина. Но для того, чтобы действительно вовлечь школьников в такие сложные сферы, мы должны обеспечить им доступ к лабораториям, дать наставников-ученых, сформировать банк задач, описать доступным языком эти современные технологии и их перспективы. И обязательно познакомить их с российскими предприятиями, которые эти технологии разрабатывают. Очень многие истории поиска себя за рубежом связаны с тем, что кажется, что здесь некуда идти, ничего не происходит, непонятно, с кем работать в дальнейшем, если какая-то тема рано заинтересовала. Получается, что все то, о чем я сейчас говорю, в рамках средней школы не может появиться", - Елена Шмелева, руководитель фонда "Талант и успех".

  • Российский бизнес не вовлекает школьников и поэтому не получает качественные кадры

"Это мотивация нашего российского бизнеса идти в школы, не считать, что они с последнего курса возьмут тех, кого надо, и у них все будет хорошо. Не считать, что если они придут на базовые кафедры на 3-4 курс. Они должны идти в школы и объяснять ребятам, что это интересно и куда надо идти, чтобы к ним попасть", - помощник президента РФ Андрей Фурсенко

Решения:

  • Сетевое межуниверситетское взаимодействие позволит привлекать к работе преподавателей без крупных трат

"Сетевое взаимодействие как раз решит и денежный вопрос, на мой взгляд. Многие сегодня говорили эндаумент и так далее. Наш университет, если разделить на одного преподавателя, - он входит в первую тройку, в этой тройке занимает наверное не последнее место, - порядка $100 тысяч на одного преподавателя в год, я имею в виду бюджет на одного преподавателя. Но для того, чтобы выйти туда, наверх, нужно иметь в 5 раз больше, как минимум в 5 раз больше. Понятно, что это недостижимо в ближайшее время. Я не выйду в полмиллиона долларов на одного преподавателя в ближайшие 10 лет. Отсюда опять появляется сеть", - Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургской национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

"Зачем нам нужен эндаумент-фонд? Для того, чтобы привлекать талантливых педагогов, чтобы заплатить. А можно организовать и по-другому. Можно организовать сеть и привлечь педагогов", - Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.

  • Ведущие вузы и российские компании должны разработать программы для обучения талантливых и определившихся с выбором профессиональной сферы школьников и вовлекать ребят в эту работу, чтобы в дальнейшем избежать их утечки за рубеж и повысить качество подготовки будущих кадров

"С 5 класса есть 2 часа урока технологии, у нас есть час проектной деятельности и очень много времени в рамках естественно-научных дисциплин можно было бы посвятить решению этих задач. Как минимум 5 часов основного образования без дополнительного и летних программ – огромный бюджет. И мне кажется, что именно "Университеты 3.0”, именно технологические компании несут ответственность за наполнение их новыми смыслами и внедрение в рамках этого бюджета времени методик работы с одаренными школьниками, с теми, кто проявил себя”, - Елена Шмелева, руководитель фонда "Талант и успех".

"Самые лучшие выпускники таких программ еще в школе должны получить индивидуальные учебные планы. Сохранить свое движение в рамках этих планов, поступив в университет, придя на ранние стажировки в ведущие российские компании, и далее на рабочие места именно под них созданные. Вот так мы видим технологии. И конечно ее нельзя решить без использования инноваций в e-learning и без того, чтобы мы все вместе создавали большое количество образовательных материалов под эти среды и образовательные площадки. Это еще позволит выполнить другую важную задачу – раннее включение таких одаренных школьников и педагогов в неформальное сообщество студентов, университетских преподавателей и экспертов, потому что эта среда очень питательна для одаренных школьников, их педагогов. Если бы сейчас университеты самые сильные осознали это как свою задачу, а она формулируется как другое отношение к школьникам", - Елена Шмелева, руководитель фонда "Талант и успех".

“Работа одаренных школьников с менторами из университетской среды должна стать систематическим явлением. И такая работа должна проводиться с использованием самых современных образовательных форматов. И федеральные, и обязательно региональные онлайн и офлайн площадки, короткие курсы, олимпиады, интенсивные программы – это все то, что можно реализовывать в формате сетевого общения”, - Елена Шмелева, руководитель фонда "Талант и успех".

  • Чтобы избежать утечки кадров за рубеж, необходимо показывать школьникам потенциал реализации себя в российских компаниях. Для этого надо организовать площадку, на которой соберутся представители крупнейших компаний и школьники

“Хотелось бы создать площадку, то что мы сейчас делали в Сочи с учетом той олимпийской инфраструктуры, которая есть, как раз площадка, где все могли бы показать, что сейчас развивается, и проанонсировать, где же нужны эти молодые специалисты, потому что цикл их подготовки, говоря про рамки образования, измеряются 10-15 годами. Поэтому мы создаем проектные лаборатории для работы в них университетских преподавателей со школьниками и педагогами, приглашаем всех в Сочи на июльскую проектную смену, которая запустит этот цикл постоянный проектной работы со школьниками”, - Елена Шмелева, руководитель фонда "Талант и успех".

  • Объединение университетов поможет им качественнее готовить студентов к будущим профессиям

"40 региональных университетов на всю Российскую Федерацию – это достаточно, чтобы получить в мощнейшей конкурентной среде качественных выпускников. Во-вторых, в мощнейшей конкурентной среде иметь качественный профессорско-преподавательский состав. И таким образом работодатели не будут задавать вопросы, когда им нужно выпускника университета еще три года шлифовать, чтобы маломальского специалиста из него получить", - Владимир Якушев, губернатор Тюменской области.

  • Для того, чтобы получить качественные кадры, компании должны создавать при университетах фонды и вкладывать в них деньги

"Через те учебные центры, которые они вынуждены сегодня создавать, они будут заинтересованы, потому что эти учебные центры – это огромные деньги. Вот как раз можно будет создавать фонды вокруг университетов, накачивать их дополнительными деньгами, для того чтобы получать оттуда качественного выпускника. И мне, как работодателю, его не надо будет переучивать", - Владимир Якушев, губернатор Тюменской области.

"Все крупные компании, которые связаны с углеводородами, они штаб-квартиры имеют в Тюмени, и при каждом из них мощнейший научно-исследовательский институт, мощнейший образовательный центр, в который они закачивают десятки миллиардов рублей. Эти деньги придут в университеты и все встанет на свои места", - Владимир Якушев, губернатор Тюменской области.

  • Университет может добиться хороших результатов в новом для себя направлении без больших трат, развивая его точечно:

“Что делали немцы, финны, отчасти французы – это попытка не реформировать существующие факультеты, а создавать новые площадки за счет межфакультетских и междисциплинарных центров, набирая туда, например, две существующие звезды, 2-4 молодых коллег на вырост, которые будут, развивая себя, вкладываться в развитие репутации. И концентрироваться на этих новых центрах для того, чтобы произвести знания, которые будут заметны в страновом, если не в мировом масштабе”, - Олег Хархордин, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Источник: ТАСС.ру